Сновидения Фрейда в Санкт-Петербурге

Любителям путешествий и тем, кто просто собирается посетить волшебный город Санкт-Петербург рекомендую, в качестве досуга, посетить Музей Сновидений З.Фрейда

Ниже я привожу короткую историю и описание музея.

4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» в городе Санкт-Петербурге был открыт Музей Сновидений Фрейда. Основатель музея — Виктор Мазин; художник — Владимир Кустов. Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей.

Экспозиция представляет собой тотальную инсталляцию, рассчитанную на активное фантазирование посетителей музея. Посетители, таким образом, являются главными экспонатами музея.

В Музее Сновидений два зала, вводный и сновиденческий, светлый и темный, «сознательно-предсознательный» и «предсознательно-бессознательный». В первом зале мы видим двенадцать витрин, посвященных отдельным эпизодам жизни и деятельности «отца основателя» психоанализа.

Музей является культурно-просветительским и научно-исследовательским центром. В нем регулярно проводятся выставки, лекции, семинары, конференции, кино показы, концерты экспериментальной музыки. В течение семи лет по вторникам и пятницам в музее проходят семинары, посвященные творчеству выдающегося французского психоаналитика Жака Лакана.

Музей участвует в различных издательских программах (журнал «Кабинет», серия «Лакановские тетради»).

Краткое описание первых пяти витрин вводного зала.

1. Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в моравском городе Фрайберге, на окраине Австро-венгерской империи, где провел первые три года своей жизни, три года, которым он придаст впоследствии столь большое значение, что у него родится формула: ребенок — отец взрослого. Ребенок жив в каждом из нас и тогда, когда нам уже за 80 лет.

2. Самым важным лицом в жизни всегда остается мать, дающая не только жизнь и пищу, но и первый, самый важный опыт любви, с которым человек не расстается до конца своих дней. Фрейд был первенцем, самым талантливым и любимым ребенком своей матери. Впоследствии он скажет: любимец матери на всю жизнь сохраняет чувство победителя.

3. Отношения ребенка с матерью осложняются появлением еще одного, не менее важного в жизни человека — отца, любимого, но стоящего на пути безраздельного владения желанием матери. Именно двойственность испытываемых к умершему в 1896 году отцу чувств стала одним из источников написания «Толкования сновидений».

4. Когда Зигмунду исполняется 3 года, семья переезжает в столицу империи, Вену, где Фрейд учится в классической гимназии, затем на медицинском факультете университета, после окончания которого сначала занимается физиологией, затем невропатологией и психиатрией, и, наконец, под влиянием французского психиатра Шарко переходит к рассмотрению основ психологии.

5. Целью психоанализа становится познание душевной жизни человека. Результатом познания становится и психоаналитическая терапия, включающая толкование сновидений. Между первым и вторым залами музея расположены десять самых знаменитых сновидений Фрейда в рисунках Павла Пепперштейна.

Сновиденческий зал.

Зрительные образы, которые представлены во втором зале музея, погружают зрителя в его собственный мир — мир воспоминаний, ассоциаций, фантазий, представлений. Для его восприятия необходимы соучастие и активность зрителя. Некоторые объекты едва различимы, отдельные слова можно прочитать, только меняя положение глаз. Как и во сне, мы не все четко видим, не все запоминаем из того, что всплывает из темных глубин души. В конце концов, мы видим то, что мы видим, и порой можем осознать то, что хотим увидеть.

Экспозиция составлена из многослойно представленных образов:

1. Фотографии предметов из личной коллекции Фрейда — образы греческих, римских, китайских статуэток, фигурок, божеств,  образы с вавилонских, шумерских цилиндрических печатях, фаюмских портретов, посмертных масок, мумифицированных птиц, образы коринфских сосудов, греческих ваз и т. д.

2. Образы тех фотографий и гравюр, где бывал сам Фрейд, открытки с картинами, фресками, то есть всем тем, что мы обычно привозим из путешествий

3. Фотографии книг, которые читал Фрейд

4. Образы иллюстраций из библии Филиппсона, которые преследовали Фрейда с детства, даже в сновидениях

5. Фотографии его писем к своему другу Вильгельму Флиссу, которые он писал во время работы над первым изданием Толкования сновидений. Эта переписка была важна как и для самоанализа, так и для написания самой книги

6. Фотографии учителей Фрейда, его родных и близких, друзей, которые стояли в кабинете Фрейда

7. Цитаты из толкования сновидений

8. Объекты, которые упоминаются в Толковании сновидений- шляпы, трости, грибы, платья, цветы

9. Ряд объектов, созданных современными художниками (Сергеем Бугаевым Африкой, Джудит Барри, Виталием Пушницким, Брахой Лихтенберг Эттингер, Юлией Страусовой, Вубе де Гретер, Андреем Хлобыстиным и др.).

10. Посмертные маски Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Курехина.

Несмотря на то, что в музее есть оригинальные произведения современного искусства, принципиальными в экспозиции остаются «сновидческие» «копии», представления, организующие пространство фантазии.

Google Bookmarks Digg del.icio.us Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , ,

Комментариев к “Сновидения Фрейда в Санкт-Петербурге”: 1

  1. fainniple пишет:

    мда , можно зделать маленький сборник

(обязательно)

(обязательно)