Зачем нам нужны сновидения?

Мнения о значении сновидений менялись и развивались на протяжении всей истории и развития различных культур. Первые попытки толкований сновидений восходят к 5000-4000 годам до н.э.

В культуре древнего и античного мира очень много внимания уделяли сновидениям. Письменные свидетельства дают нам подробное представление о пророческом, религиозном и целительном значении сновидений для людей того времени.

В целом можно разделить осмысление феномена сновидения как сверхестественного или исходящего непосредственно из психической и физиологической деятельности человека.

З. Фрейд, противопоставляя “научный” и “народный” подходы к проблеме, писал о последнем, который был разработан в глубокой древности и сохранялся на протяжении ряда эпох как часть народной культуры разных народов: “Широкая публика… старалась всегда “толковать” сновидения и пользовалась при этом двумя существенно различными методами. Первый из этих методов рассматривает содержание сновидения как нечто целое и старается заменить его другим, понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Это – символическое толкование сновидений; оно терпит крушение, разумеется, с самого начала, и те сновидения кажутся не только непонятными, но и спутанными и хаотическими.”

Также существует мнение, что сновидения в своей содержательной части лишены какого-либо специфического смысла или скрытого значения. Они, следовательно, должны рассматриваться как случайные комбинации образов (своего рода “психический шум”, являющийся следствием неорганизованной кортикальной активации). Легко понять, что эта точка зрения согласуется с позицией, связывающей функциональное значение сна с безразличной в отношении психического содержания подготовкой условий для активного функционирования мозга в период бодрствования. Эта теория не согласуется с результатами экспериментов по депривации сна, которые свидетельствуют о том, что такая психическая активность не только повторяется регулярно каждую ночь, но и является, по видимому, весьма важной для мозга, реагирующего феноменом “отдачи” на ее искусственное подавление. Степень отдачи зависит от психического статуса субъекта, и сама депривация способна изменить этот статус. Учет этих обстоятельств дает возможность признать, что за видимым хаосом образов сновидений скрыта определенная система. Поэтому исследователи, придерживающиеся информационной концепции сновидений, рассматривают сновидения как содержательно значимую психическую активность (Бассин, Л.П.Лапташ, В.С.Ротенберг).

Google Bookmarks Digg del.icio.us Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , ,

(обязательно)

(обязательно)