Психоаналитическое Ателье

сентябрь, 2011

23, 24 и 25 сентября мы были в Москве. Вернулись со Второго Ателье, Фрейдового поля “От страха к тревоге”.

Ателье проходило в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы. Студенты и практикующие аналитики собрались, чтобы обсудить тему, предложенную учеником Лакана Жаком-Аленом Миллером: «От страха к тревоге».
Тема, основана на работе Жака Лакана – Семинар, Книга X, “Тревога”.
Лакановские аналитики из Европы сформировали основу для семинаров, которые проходят два раза в год: один раз в Москве и один раз в Санкт-Петербурге. Семинары берут за основу определенную тему, которая в течение полугода разбирается в нескольких городах России.
Такая практика работы в Киеве нам не встречалась.

Теоретическая основа и живое обсуждение докладов. Бережность и небольшая опаска, серьезная подготовка – все отсылает к школе… к той эфемерной для нас школе, которой никогда не было, где обучение – это практика, такая практика, к которой относишься с особым уважением, и где не бывает скептицизма «зачем это нужно?».
Нужно, ведь мы учимся. Учеба, как тонкое познавание мира, а не ученичество, которое стремится поскорее расправиться с познавательным процессом, чтобы занять место указующего учителя.
В этом пространстве поиска и сомнений всегда диссонансом звучит интонация авторитетности и бесспорных убеждений. Но, возможно, этого сложно избежать.

Доклады и случаи имели четкую структуру и логичность повествования, а так же немаловажным, при представлении случая, литературной филигранностью.
Ценность такого ателье, как нам кажется, заключается в совмещении теоретических построений и практической работы, то есть представленных клинических случаев.
Хотя, возможно, эта связь, для нас, осталась еле заметной.

Когда в теоретических работах встречаешь набор непривычных понятий, которыми оперирует автор в своем логическом изложении, короче говоря – дискурс, который сложно соотнести с повседневным опытом, задаешься вопросом: “что станет фундаментом всей тонкой и стройной работы теории?” и здесь здорово, если можно опереться на опыт, пример, возможно узкий, но происходивший “на самом деле”.

Вступительное слово Натальи Гомоюновой о языковой историчности понятия «тревога» задало возможность тонкой нюансировки в наименовании самого аффекта, как в случае разных языков, так и в субъективной наполненности слова («тревога»).
После нее говорил Даниэль Руа. Опираясь на Х семинар Жака Лакана, он говорил о том, что тревога не идентична последствию травматической ситуации, и о необходимости разводить эти понятия. Разговор о чистой тревоге в чистом виде.

Дальше шли доклады психоаналитиков – случаи из практики и из личного анализа.
Очень интересным было сочетание истории из личного анализа и доклада случая у Михаила Страхова. Кажется, это верное использование формы доклада в аналитическом пространстве. Как, если не через себя? Как продемонстрировать работу, если она связанна с нашим субъективным миром восприятия?

Доклад Маши Есипчук о собственном анализе вызвал ответную волну из зала. Как правило, после доклада к микрофону подходило два-три человека, поделиться своими соображениями, задать вопрос или просто позвучать. После Маши – люди шли и шли. И направленность мыслей лучилась в разных направлениях.
Мысли коснулись общества – его правил, его стереотипов и требований, накладываемых на субъекта и о субъективном сопротивлении, временами радикальном, временами чуть-заметном. Так, например, слова Маши о том, что “снежинки имеют разный узор” – ассоциативно связались с темой нюансов и отличий, которыми, собственно говоря, и занимается психоанализ, не обобщая и не унифицируя понятия. Например “женственность”, “сообщество”, “желание”…

В целом, доклады были интересны и резонировали в нас, где-то на краю профессионального интереса и личного переживания.

КОНЕЦ

автор фотографий Serge Malevanny

еще фотографии: http://www.facebook.com/media/set/?set=oa.240960662621411&type=1

Google Bookmarks Digg del.icio.us Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , , , , , , , ,

(обязательно)

(обязательно)